Блог Марии Талалаевой

Зачем и как развивать межполушарное взаимодействие у детей.

Психология и не только
Зачем и как развивать межполушарное взаимодействие у детей.

Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. От совместной работы обоих полушарий во многом зависит успеваемость ребенка в школе и благополучие в жизни в целом. Недостаточное взаимодействие левого и правого полушария – одна из главных причин трудностей в освоении письма и чтения в школе, наряду с такими явлениями как дисграфия, дислексия и двигательная расторможенность.



Мозг человека состоит из двух полушарий, и каждое из них выполнят свои определённые функции.

Левое отвечает за речь, логику, анализ, математические способности, контролирует процессы восприятия вербальной информации с помощью устной речи, письма или текста. В правом полушарии головного мозга формируются пространственно-временные представления, одновременно обрабатывая множество блоков информации, обеспечивая её восприятие как единое целое. Правое полушарие отвечает за восприятие информации на слух, планирование, творчество, образное мышление. Таким образом они влияют на обучаемость человека, его достижения и положительный результат во всех видах деятельности.

Распределение активности между полушариями постоянно чередуется.Наибольшая эффективность работы мозга достигается в момент одновременной слитной обработки поступающей информации от обоих полушарий.

В чём выражается несформированность межполушарных взаимодействий у ребёнка?

  • ошибки в письме,
  • проблемы в устной речи;
  • в запоминании информации;
  • в счете как в письменном, так и в устном;
  • в искаженном восприятии учебной информации.
  • зеркальное написание букв и цифр на письме;
  • пишет и рисует то правой, то левой;
  • логопедические отклонения;
  • видит изображение, но не может назвать;
  • отсутствие познавательной мотивации;
  • инфантильность.
Изменение поведения таких детей сводятся к повышенной активности, причём она не имеет определённой цели, часто зависит от ситуации (это новая или незнакомая обстановка, при стрессовых воздействиях). Часто ребёнок не в состоянии сосредоточиться, фиксировать своё внимание, постоянно отвлекается. Таким детям присуща быстрая смена настроения, раздражительность, импульсивность, плаксивость. Они отдают предпочтение играм с детьми более младшего возраста, выбирают примитивные игры, иногда критично относятся к окружающим. Что может послужить причиной плохого развития межполушарных связей у детей?

Слабое развитие межполушарных связей может быть обусловлено различными неврологическими расстройствами, патологиями мозолистого тела. Мозолистое тело – система нервных волокон, соединяющая полушария. Нередко причиной нарушения являются особенности анатомического строения головного мозга. Но зачастую слабость межполушарных связей вызвана отсутствием в жизни ребенка игр и занятий по возрасту. Окружающая среда должна быть развивающей с самого младенчества. Важно своевременно начать работу по развитию межполушарного взаимодействия. Поэтому когда мы видим слабое межполушарное взаимодействие, то начинаем сначала развивать правое полушарие, ведь оно функционально начинает развиваться раньше левого. Для этого нужно:

понимание схемы тела (право/лево) и пространства вокруг (стимулируем ползание)

развивать слуховое восприятие (мелодии, бытовые шумы);

работать с ритмами (все потешки, стихи, ладушки, муз. инструменты, логоритмика);

формировать образ предметов по всем модальностям (вкус, запах, цвет, тактильные ощущения)

рисовать;

формировать образы, когда вы читаете задавать вопросы, какие чувства вызвал этот рассказ;

ходить в филармонию на муз. сказки, где формируются образы благодаря музыке и тексту автора, где нет готовой картинки и ребенок начинает фантазировать.

Левое полушарие само развивается до 4-5 лет, если нет социальной депривации. А после 5ти активно стратегические игры, чтение, счет, логика и т.п.

Например, рисование обеими руками одновременно, выполнение зеркальных движений, упражнения на координацию, ловкость движений и ориентацию в пространстве.

Существует множество упражнений с детьми начиная с 2-х летнего возраста.

«Подбери пару» — можно очень широко использовать в работе с детьми:

Предложите малышу отсортировать собственные носки и перчатки

Распечатайте изображения животных и предложите сопоставить картинку и имеющиеся игрушечные модельки (то же самое можно проделать с любимыми машинками, цветочками и т.д.)

Предложите найти парные карточки (цвета, изображения, текстуры).

Когда малыш освоил пары, можно переходить к более сложному варианту – сортировкам:

Предложить разобрать по цветам карточки разных оттенков (можно нарезать картинки из журналов, лоскутов, цветного картона)

Вспомните Золушку и предложите перебрать разные виды крупы. В начале лучше брать зернышки покрупнее: бобы, фасоль, горох. Также могут быть удобны сухие детские завтраки с хлопьями, подушечками и колечками

Разберите по форме, цветам или количеству — шкатулку с бабушкиными пуговицами

Попросите малыша разложить по местам столовые приборы,

Предложите навести порядок на кухне и поставить все предметы похожие на цилиндры и шары в одну сторону, а на кубы и параллелепипеды в другую

При приготовлении салата из овощей: огурцы к огурцам, помидоры к помидорам и так далее.

Для более старших детей, начиная с 5-ти летнего возраста, можно предложить очень увлекательное пособие Т.П. Трясокуровой «Развитие межполушарного взаимодействия». Предлагаемая рабочая тетрадь является одним из направлений в развитии интегрированного межполушарного взаимодействия у детей, где в интересной и занимательной форме предлагаются игровые задания. Такие как:

• рисование левой и правой рукой одновременно

• провести линии по пунктирам одновременно двумя руками

• рисование и раскрашивание левой и правой рукой, используя разные цвета

• дорисовать недостающие части тела животных и птиц

• провести линии по образцу

Для детей более старшего возраста от 7 лет, можно предложить уникальную авторскую методику Ирины Праведниковой «Развитие межполушарного взаимодействия и графических навыков». Это пособие адресовано детям младшего школьного возраста, но из практики делаю вывод, что увлекательные упражнения вполне по силам детям старшего дошкольного возраста.

Данное пособие разработано с учётом принципов нейропсихологии и механизмов развивающего обучения, где содержит комплекс познавательных занятий с интересными графическими упражнениями, направленные не только на развитие межполушарного взаимодействия, зрительно-пространственной координации, мелкой моторики, но и синхронизацию работы глаз и рук, закрепления навыка зрительного восприятия, повышения уровня устойчивости и переключения внимания.

Развитие межполушарных связей необходимо для всех детей, но особенно рекомендуется для старших дошкольников. Делая специальные задания и просто играя в игры, дошколята лучше подготовятся к школе. Снизится риск дисграфии – нарушения письма, повысится стрессоустойчивость, улучшатся память и внимание. При выявлении выраженных симптомов коррекцию слабости межполушарных связей лучше доверить специалистам-нейропсихологам.