
Для того, чтобы обеспечить правильный захват рукой ребенка ручки при письме, необходимо озадачиться организацией правильного рабочего места. А именно – найти правильный стол и стул. Сейчас на рынке огромное количество парт и обычному родителю сложно разобраться сразу во всех тонкостях организации необходимых условий для поддержания правильной осанки у детей, а от этого зависит не только то, как ребенок держит ручку, но и то, как он читает, ведь если стул неудобный, слишком высокий, сложно прослеживать строку в учебнике.
В свое время я озадачилась теоретической базой при поиске стульев, парт и ручек для детей. Для этого я приобрела курс от врача по развитию осанки у детей и курс от ведущих специалистов по формированию писчего хвата у детей. Информацию я постаралась упорядочить и кратко изложить для удобства использования в дальнейшем.
Удобнее всего выбирать растущие парту и стул, так как ноги ребенка должны стоять на полу целиком, спина должна получать необходимую поддержку и при необходимости, туда можно подложить ортопедическую подушку для разгрузки поясницы и на само сиденье стула.
Нельзя допускать чтобы ноги ребенка свободно болтались и стул был слишком высоким, в таких случаях надо приобретать специальный табурет для ног.
Желательно чтобы парта могла подниматься, и ребенку не приходилось слишком сильно нагибаться, чтобы рисовать или читать книги. Для этого же можно использовать специальные мольберты и подставки.
Сейчас есть специальные коленные стулья, которые обеспечивают необходимую посадку для ребенка в случае, если подходят ему по росту.
Очень часто приходят в коррекцию к нейропсихологу дети с трудностями письма – слишком сильно давят на ручку, напрягают руку, вместо того чтобы свободно работать только кистью, напрягают всю руку и спину в том числе. Это приводит к тому, что дети не любят писать, их трудно заставить делать домашние задания там, где надо что-то писать, пропадает мотивация к обучению. Хотя проблема вовсе не в нелюбви к школе, в данном случае, а в том, что в онтогенезе двигательное развитие не прошло всех необходимых стадий для нормального овладения ручкой. Ребенок мало играл с мелкими предметами, мало играл в мяч, не бегал и не играл в дворовые игры, а, возможно, много болел или сидел в гаджетах. Современное детство давно изменилось и нам пора подстроиться к тому, что у детей много дефицитов из-за нехватки двигательного развития и переизбытка информационного. И строить их обучение исходя из этого.
Письмо — это, в первую очередь, моторный навык. Очень важно чтобы были достаточно развиты свободные движения во всех пальцах – это развивается с помощью пальчиковой гимнастики с мячиками, карандашами, массажерами су-джок и прочим. Иногда мы сами провоцируем нарушения писчего хвата у детей тем, что слишком рано даем им в руки карандаши и фломастеры, до того, как они к этому готовы. Самый первый этап развития моторных навыков – это рисование мелом на асфальте, на горизонтальных поверхностях (на доске), рисование крупными специальными карандашами для самых маленьких, желательно круглыми. Такие продают часто в различных магазинах для детей. Не надо предлагать ребенку карандаши с очень жесткими гранями, это неудобно. Рисовать надо и пальчиками тоже, это обеспечивает необходимую подвижность пальцев. Поэтому подбор правильных пишущих инструментов очень важен.
В качестве профилактики нарушений сжатия ручки в школе можно использовать уже в раннем возрасте мягкие пишущие инструменты: пальчиковые краски, обычные краски с толстой кистью, можно брать строительные, гелевые мелки, пастельные мелки, масляная пастель, восковые мелки, карандаши.
Если ваш ребенок не может поймать мяч небольшого размера, подпрыгнуть на одной ноге, ему сложно дается игра в вышибалы, он просто не готов к освоению письма. То, что вы дадите ему карандаш и ручку до того, как правильно сформируется само построение движений у ребенка, приведет как раз к скованности кисти и нарушению писчего хвата, как следствие – почерка. Поэтому нейрокоррекция и направлена на то, что сначала восполнить имеющиеся дефициты в развитии и только потом приступать к коррекции слабых звеньев через сильные стороны. Здесь подход, заключающийся в атаке слабости – то есть посадить ребенка за прописи, приведет к угасанию познавательного интереса у ребенка, не даст никакого эффекта и еще может способствовать возникновению состояния выученной беспомощности.
Ребенку на различных инструментах дают задания по формированию правильного нажима – с помощью кисти, восковых мелков, иногда даже легкого пластилина.
Еще можно увидеть, как некоторые родители, насмотревшись полезных занятий у блогеров, дают ребенку неадекватные по сложности задания – обводить буквы и цифры в три года, писать прописи. Все это тоже неминуемо приведет лишь к закреплению неправильных двигательных паттернов, которые затем придется развивать, убирать и переделывать, то есть работы будет в два раза больше, по итогу. Всему свое время, от того, что вы польете цветок больше, чем ему необходимо, корни всего лишь начнут гнить, его рост и развитие не увеличится.
Обучение должно быть согласовано с основными периодами развития у ребенка, то есть надо знать физиологию, понимать, что обучение системно, надо знать, как закреплять навыки и обеспечивать правильное развитие двигательных навыков (мне в этом плане очень помогло освоение теории Бернштейна). То есть программа должна опираться на актуальный уровень развития ребенка и понимание зоны ближайшего развития, должна быть продуманная логика обучения, закрепления, последовательность – от простого к сложному.
Основные ошибки взрослых:
- использование специальных насадок,
- неправильно размещать ручку в руке ребенка,
- направлять конец ручки в плечо,
- использовать треугольные карандаши.
Резюме: основная причина неправильного хвата у ребенка – не освоены базовые младенческие хваты. Работать надо именно с ними, а уже после их освоения переходить к письму. Становление крупной моторики это процесс формирования основных двигательных навыков. Эти навыки – база всей моторики человека, они формируются примерно в первый год-полтора жизни. В дальнейшем движения развиваются и совершенствуются, но их базой остаются навыки, сформированные в раннем возрасте. И здесь нам помогает метод замещающего онтогенеза, разработанного отечественными нейропсихологами, программы по работе с нейромячиками, двигательная коррекция.
"Пинцетный" захват — это действие, которое мы совершаем с помощью трех пальцев руки (большого, указательного и среднего).
Чтобы помочь ребенку научиться захватывать мелкие предметы с помощью трех пальчиков, не требуется ничего более, чем просто ему эти предметы дать. Конечно, под строгим контролем, если вы опасаетесь, что ребенок сможет их проглотить.
Также есть несколько упражнений, которые помогают пальчикам складываться нужным образом – иначе ухватить предметы будет просто невозможно. Кроме того, эти упражнения полезны для развития координации рук и мелкой моторики:
• Рассыпьте по полу несколько фасолин, бусин или мелких камешков, покажите, как поднимать эти предметы по одному;
• Отщипывайте кусочки пластилина или соленого теста;
• Во время игры с песком или манкой покажите малышу, как "солить" воображаемый суп;
• Собирайте различные виды мозаики;
• Наклеивайте и отклеивайте многоразовые наклейки;
• Нанизывайте бусины;
• Переворачивайте страницы книг;
• Играйте с прищепками.
Подписывайтесь и станьте частью нашего уникального сообщества!
https://vk.com/calm_parenting
https://t.me/calm_parenting
https://mariatalalaeva.ru/
https://dzen.ru/mariatalalaeva.ru
В свое время я озадачилась теоретической базой при поиске стульев, парт и ручек для детей. Для этого я приобрела курс от врача по развитию осанки у детей и курс от ведущих специалистов по формированию писчего хвата у детей. Информацию я постаралась упорядочить и кратко изложить для удобства использования в дальнейшем.
Удобнее всего выбирать растущие парту и стул, так как ноги ребенка должны стоять на полу целиком, спина должна получать необходимую поддержку и при необходимости, туда можно подложить ортопедическую подушку для разгрузки поясницы и на само сиденье стула.
Нельзя допускать чтобы ноги ребенка свободно болтались и стул был слишком высоким, в таких случаях надо приобретать специальный табурет для ног.
Желательно чтобы парта могла подниматься, и ребенку не приходилось слишком сильно нагибаться, чтобы рисовать или читать книги. Для этого же можно использовать специальные мольберты и подставки.
Сейчас есть специальные коленные стулья, которые обеспечивают необходимую посадку для ребенка в случае, если подходят ему по росту.
Очень часто приходят в коррекцию к нейропсихологу дети с трудностями письма – слишком сильно давят на ручку, напрягают руку, вместо того чтобы свободно работать только кистью, напрягают всю руку и спину в том числе. Это приводит к тому, что дети не любят писать, их трудно заставить делать домашние задания там, где надо что-то писать, пропадает мотивация к обучению. Хотя проблема вовсе не в нелюбви к школе, в данном случае, а в том, что в онтогенезе двигательное развитие не прошло всех необходимых стадий для нормального овладения ручкой. Ребенок мало играл с мелкими предметами, мало играл в мяч, не бегал и не играл в дворовые игры, а, возможно, много болел или сидел в гаджетах. Современное детство давно изменилось и нам пора подстроиться к тому, что у детей много дефицитов из-за нехватки двигательного развития и переизбытка информационного. И строить их обучение исходя из этого.
Письмо — это, в первую очередь, моторный навык. Очень важно чтобы были достаточно развиты свободные движения во всех пальцах – это развивается с помощью пальчиковой гимнастики с мячиками, карандашами, массажерами су-джок и прочим. Иногда мы сами провоцируем нарушения писчего хвата у детей тем, что слишком рано даем им в руки карандаши и фломастеры, до того, как они к этому готовы. Самый первый этап развития моторных навыков – это рисование мелом на асфальте, на горизонтальных поверхностях (на доске), рисование крупными специальными карандашами для самых маленьких, желательно круглыми. Такие продают часто в различных магазинах для детей. Не надо предлагать ребенку карандаши с очень жесткими гранями, это неудобно. Рисовать надо и пальчиками тоже, это обеспечивает необходимую подвижность пальцев. Поэтому подбор правильных пишущих инструментов очень важен.
В качестве профилактики нарушений сжатия ручки в школе можно использовать уже в раннем возрасте мягкие пишущие инструменты: пальчиковые краски, обычные краски с толстой кистью, можно брать строительные, гелевые мелки, пастельные мелки, масляная пастель, восковые мелки, карандаши.
Если ваш ребенок не может поймать мяч небольшого размера, подпрыгнуть на одной ноге, ему сложно дается игра в вышибалы, он просто не готов к освоению письма. То, что вы дадите ему карандаш и ручку до того, как правильно сформируется само построение движений у ребенка, приведет как раз к скованности кисти и нарушению писчего хвата, как следствие – почерка. Поэтому нейрокоррекция и направлена на то, что сначала восполнить имеющиеся дефициты в развитии и только потом приступать к коррекции слабых звеньев через сильные стороны. Здесь подход, заключающийся в атаке слабости – то есть посадить ребенка за прописи, приведет к угасанию познавательного интереса у ребенка, не даст никакого эффекта и еще может способствовать возникновению состояния выученной беспомощности.
Ребенку на различных инструментах дают задания по формированию правильного нажима – с помощью кисти, восковых мелков, иногда даже легкого пластилина.
Еще можно увидеть, как некоторые родители, насмотревшись полезных занятий у блогеров, дают ребенку неадекватные по сложности задания – обводить буквы и цифры в три года, писать прописи. Все это тоже неминуемо приведет лишь к закреплению неправильных двигательных паттернов, которые затем придется развивать, убирать и переделывать, то есть работы будет в два раза больше, по итогу. Всему свое время, от того, что вы польете цветок больше, чем ему необходимо, корни всего лишь начнут гнить, его рост и развитие не увеличится.
Обучение должно быть согласовано с основными периодами развития у ребенка, то есть надо знать физиологию, понимать, что обучение системно, надо знать, как закреплять навыки и обеспечивать правильное развитие двигательных навыков (мне в этом плане очень помогло освоение теории Бернштейна). То есть программа должна опираться на актуальный уровень развития ребенка и понимание зоны ближайшего развития, должна быть продуманная логика обучения, закрепления, последовательность – от простого к сложному.
Основные ошибки взрослых:
- использование специальных насадок,
- неправильно размещать ручку в руке ребенка,
- направлять конец ручки в плечо,
- использовать треугольные карандаши.
Резюме: основная причина неправильного хвата у ребенка – не освоены базовые младенческие хваты. Работать надо именно с ними, а уже после их освоения переходить к письму. Становление крупной моторики это процесс формирования основных двигательных навыков. Эти навыки – база всей моторики человека, они формируются примерно в первый год-полтора жизни. В дальнейшем движения развиваются и совершенствуются, но их базой остаются навыки, сформированные в раннем возрасте. И здесь нам помогает метод замещающего онтогенеза, разработанного отечественными нейропсихологами, программы по работе с нейромячиками, двигательная коррекция.
"Пинцетный" захват — это действие, которое мы совершаем с помощью трех пальцев руки (большого, указательного и среднего).
Чтобы помочь ребенку научиться захватывать мелкие предметы с помощью трех пальчиков, не требуется ничего более, чем просто ему эти предметы дать. Конечно, под строгим контролем, если вы опасаетесь, что ребенок сможет их проглотить.
Также есть несколько упражнений, которые помогают пальчикам складываться нужным образом – иначе ухватить предметы будет просто невозможно. Кроме того, эти упражнения полезны для развития координации рук и мелкой моторики:
• Рассыпьте по полу несколько фасолин, бусин или мелких камешков, покажите, как поднимать эти предметы по одному;
• Отщипывайте кусочки пластилина или соленого теста;
• Во время игры с песком или манкой покажите малышу, как "солить" воображаемый суп;
• Собирайте различные виды мозаики;
• Наклеивайте и отклеивайте многоразовые наклейки;
• Нанизывайте бусины;
• Переворачивайте страницы книг;
• Играйте с прищепками.
Подписывайтесь и станьте частью нашего уникального сообщества!
https://vk.com/calm_parenting
https://t.me/calm_parenting
https://mariatalalaeva.ru/
https://dzen.ru/mariatalalaeva.ru