Наряду с сенсомоторной коррекцией, о которой мы уже рассказывали в одном из предыдущих постов, когнитивная коррекция является неотъемлемой частью комплексной нейрокоррекции.
Когнитивные методы коррекции направлены на преодоление трудностей обучения, усвоения школьных знаний, развитие дефицитарных психологических процессов и формирование высших психических функций (по-другому высшие психические функции называются когнитивные) и входящих в них компонентов.
Восприятие, внимание, память, мышление и речь — фундаментальные, системно организованные функции человеческого мозга, без которых невозможны познание, обучение, коммуникация и адаптация.
Когнитивные функции отвечают за самые сложные виды деятельности головного мозга, при этом они не являются врожденными, а формируются в течение жизни в результате приобретения человеком индивидуального опыта под влиянием различных факторов внешней среды.
Когнитивная нейрокоррекция направлена на развитие:
произвольного внимания(концентрация, переключение, объем, распределение, устойчивость)
программирования действий (формирование произвольности действий)
развитие экспрессивной и импрессивной речи (звукового анализа и синтеза, словаря, связей речи со сферой зрительных образов и представлений)
развитие пространственных представлений(телесных, внешних, схематических, квазипространственных)
памяти (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной)
мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация, исключение, причинно-следственные связи, комбинаторика, логика, преодоление стереотипий)
В основу программы положены представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе (прежде всего о трёх фунциональных блоках мозга А.Р. Лурия).
Эту программу можно рекомендовать детям в возрасте от 3 до 14 лет при нарушениях когнитивных (мыслительных) функций головного мозга, которые проявляются в трудностях с усвоением обучающих материалов и навыков, соответствующих возрасту ребенка. Кроме того, когнитивная коррекция рекомендуется и в случае других нарушений развития:
невнимательность, несобранность,рассеянность
плохая память
трудности с выражением своих мыслей посредством речи
плохой почерк
дислексия
проблемы с математикой
дисграфия и других трудностях.
Эта программа содержит игры и упражнения для формирования и коррекции различных компонентов когнитивной сферы. Когнитивная коррекционная (развивающая) программа разрабатывается индивидуально по результатам нейропсихологической диагностики, при этом учитывая возраст, особенности развития, остроту проблем и особенности коррекционных задач.
Более подробно мы рассмотрим игры и упражнения из когнитивной коррекции в наших следующих постах